Воспитатель МБДОУ № 11 "Березка"

НОД "Сказка - Складка, а уму учит"( региональный компонент)

23 ноября 2016

                                             Подготовил: Воспитатель 1 к\к Костенко И.А.

Тема: Сказка – Складка, а уму учит.

Цели: Познакомить детей со значением казачьих слов, составление картинного словаря.

Ход занятия:

1.Беседа об особенностях донского говора (в помощь воспитателя).

Язык донского казачества был довольно своеобразным. Донской говор относится к русскому языку, но и в то же время имеет значительные особенности.

В этом говоре есть большая группа слов, употребляемая только на Дону: качан (растение рогоз широколистный, используется для хозяйственных целей, например, для покрытия крыши дома); сапа (змея); чукавый (модный, щеголеватый); баз (загон для скота). БАЙДИК, (ПАЛКА, ПОСОХ); балясы (балкончик вокруг дома); винцерада (рыбацкий плащ); чекомас (окунь); банить (мыть); гутарить (говорить).

В результате длительных военных и мирных контактов и связей донских казаков с тюркоязычными соседями появилось огромное количество слов.

Много слов закрепилось в донском говоре, связанных с названием посуды и продуктов питания: сюзьма (заквашенное молоко); каймак (пенка, снятая с кипячоного молока), щерба (уха).

Говор у низовых и верховых казаков был тоже разным. У низовых он был более мягким.

Говор у верховых казаков был более резким.

2.Выбор незнакомых слов.

Баз – двор, усадьба, скотный двор.

Вечерить – ужинать.

Гутарить – говорить, рассказывать.

Дюже – очень.

Дюжий – здоровый, сильный, крепкий.

  1. рисование казачки.

4.итог – выставка работ – обыгрывание.

 

Оставить комментарий: