НОД "Сказка - Складка, а уму учит"( региональный компонент)
23 ноября 2016
Подготовил: Воспитатель 1 к\к Костенко И.А.
Тема: Сказка – Складка, а уму учит.
Цели: Познакомить детей со значением казачьих слов, составление картинного словаря.
Ход занятия:
1.Беседа об особенностях донского говора (в помощь воспитателя).
Язык донского казачества был довольно своеобразным. Донской говор относится к русскому языку, но и в то же время имеет значительные особенности.
В этом говоре есть большая группа слов, употребляемая только на Дону: качан (растение рогоз широколистный, используется для хозяйственных целей, например, для покрытия крыши дома); сапа (змея); чукавый (модный, щеголеватый); баз (загон для скота). БАЙДИК, (ПАЛКА, ПОСОХ); балясы (балкончик вокруг дома); винцерада (рыбацкий плащ); чекомас (окунь); банить (мыть); гутарить (говорить).
В результате длительных военных и мирных контактов и связей донских казаков с тюркоязычными соседями появилось огромное количество слов.
Много слов закрепилось в донском говоре, связанных с названием посуды и продуктов питания: сюзьма (заквашенное молоко); каймак (пенка, снятая с кипячоного молока), щерба (уха).
Говор у низовых и верховых казаков был тоже разным. У низовых он был более мягким.
Говор у верховых казаков был более резким.
2.Выбор незнакомых слов.
Баз – двор, усадьба, скотный двор.
Вечерить – ужинать.
Гутарить – говорить, рассказывать.
Дюже – очень.
Дюжий – здоровый, сильный, крепкий.
- рисование казачки.
4.итог – выставка работ – обыгрывание.